Обещал рассказать о
«новеньком», если таковое есть, в четырех, ранее уже упомянутых статьях. Но
вначале замечу, что помимо главной цели — сообщить в статье что-нибудь
новенькое, — существуют, как мне представляется, еще и «второстепенные» цели
писательского творчества. Это могут быть, например:
— систематизация знаний в некоторой области;
— анализ неясностей, неточностей и даже ошибочных
утверждений в работах других авторов (особенно «руки тянутся к перу», когда
подобное обнаруживаешь в работах Нобелевских лауреатов J);
— высказывание мудрых и глубоких мыслей в стихах, как это
делают, например, Пушкин и Высоцкий;
— не следует сбрасывать со счетов материальные цели,
которые могут быть достигнуты путем написания детективов, любовных романов и
т.п.;
— и т.д.
Так что же «новенького»
есть в…?
1. О связи нравственности,
разума и веры — в этой статье ничего нового нет. В ней, как говорилось в
анонсе, всего лишь систематизированы мои представления о связи нравственности,
разума и веры.
2. О необратимости времени — в этой статье, по-видимому, впервые, проведен
логический анализ гипотезы: необратимость
времени есть следствие детерминизма, а не случайности. Сама гипотеза
сформулирована тоже, по-видимому, впервые.
— дана краткая формулировка понятия информации, наиболее
точно отражающая, как мне кажется, суть этого понятия (по сравнению с
формулировками других авторов). Вот эта краткая формулировка: информация —
это реализованная случайность;
—
говорится о том, что причины любого события иллюзорны, являются неким
призраком, поскольку для одного и того же следствия причины оказываются разными
в разных математических моделях физических теорий, и даже в одной и той же
теории причины зависят порой от системы отсчета наблюдателя. В этом смысле причинная связь событий есть форма отражения
математической модели закона
природы, не более;
—
дается определение: вероятность есть
мера связи причин и следствий;
—
обращается внимание на то, что в определенном смысле детерминированное событие имеет
предысторию, а случайное не имеет;
— уточняется понятие
полной причины. "Полная причина — это
совокупность всех обстоятельств, при наличии которых необходимо наступает следствие", — говорится в справочниках.
Уточнение таково: "Полная
причина — это совокупность всех обстоятельств, при наличии которых следствие наступает с физической
необходимостью".
— рассмотрены разные представления о хаосе. Первое представление (термодинамическое) связано с неразличимостью
элементов системы, а второе (информационное) — с их различимостью. Эти представления
противоположны друг другу по смыслу, и когда термодинамический хаос растет, информационный
хаос убывает, и наоборот;
— сформулировано
несколько критериев информационного хаоса, один из которых звучит так: наибольший
информационный хаос в системе наблюдается тогда, когда из системы можно
вычленить максимально возможное количество ее различимых частей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий