Translate

46. Введение в «парадокс» колеса


Специальная теория относительности (как, впрочем, и общая) столь красива и глубока, что даже ее крупные знатоки, размышляя над тем или иным вопросом, приходят порой к противоречию. После дополнительных размышлений они (или не они J) обнаруживают, разумеется, что никаких противоречий нет. По-видимому, движимые желанием выяснить, способны ли устранить найденное «противоречие» другие люди, в дальнейшем они формулируют «парадокс». Обычно «парадоксу» присваивают имя ученого, который впервые его обнаружил. Например, «парадокс Белла» (см. 19 пост) или «парадокс Эренфеста». Здесь же я хочу обсудить с вами «парадокс», который не имеет имени. (Как вы, вероятно, сразу догадались, этот «парадокс» придумал я сам J). Прежде, чем приступить к его обсуждению, надо освежить в памяти те сведения, которые потребуются нам для понимания того, о чем пойдет речь.
Во-первых, необходимо помнить, что размер движущегося относительно нас твердого стержня меньше, чем размер этого же, но покоящегося стержня (лоренцево сокращение).
Во-вторых, желательно знать немного о «парадоксе» Эренфеста.
Это давний «парадокс», сформулированный Эренфестом еще в 1909 году. Кратко его суть можно описать следующим образом. Длина окружности вращающегося жесткого колеса для внешнего наблюдателя должна быть меньше длины окружности этого же, но покоящегося колеса в силу лоренцева сокращения. С другой стороны, длина окружности, как известно, определяется радиусом этой окружности, который у вращающегося колеса остается таким же, как и у не вращающегося (лоренцево сокращение происходит только в направлении движения, а в «направлении радиуса» элементы вращающегося колеса не движутся). Таким образом, мы вместе с Эренфестом пришли к противоречию: длина окружности вращающегося колеса, с одной стороны, в силу лоренцева сокращения должна быть сокращена, с другой стороны, в силу неизменности радиуса она должна сохранять свою длину (другие детали этого «парадокса», связанные с ростом скорости вращения колеса, обсуждать не будем).
Решение «парадокса» состоит в том, что для наблюдателя, вращающегося вместе с колесом, длина окружности обода колеса увеличивается (с ростом числа оборотов колесо в силу такого растяжения его обода и внутренних слоев разрушается). При этом растяжение обода вращающегося колеса таково, что оно полностью компенсирует эффект лоренцева сокращения, и для внешнего (инерциального) наблюдателя длина обода колеса неизменна как при покое колеса, так и при его вращении.
Метрика пространства для наблюдателя, вращающегося вместе с колесом, становится неевклидовой (отношение длины окружности к диаметру отлично от числа π). При этом увеличение длины окружности обода колеса (при постоянном радиусе) не ведет к противоречиям, что выясняется в общей теории относительности. К сожалению, обсуждение этой теории увело бы нас далеко в сторону от рассматриваемой темы.
В-третьих, следует помнить, что если лоренцеву сокращению подвержены движущиеся твердые тела, то ему подвержены и расстояния между ними. В сообщении 33 я упоминал уже об этом, приведя пример полета космонавтов в туманность Андромеды. А сейчас, воспользовавшись цитатой из [1], докажу, что, действительно, если сокращаются движущиеся твердые тела, то сокращаются и расстояния между телами, движущимися относительно нас.
«Для этого вернемся к примеру условно неподвижных друг относительно друга звезд, расположенных где-то в космическом пространстве вдали друг от друга. Представим себе, что эти звезды являются началом и концом некоторого стержня (если угодно, между звездами размещен некоторый неподвижный относительно них жесткий стержень).
Если на звезды и стержень, размещенный между ними, ничто не воздействует, то эти звезды не будут смещаться во времени относительно концов стержня. И поскольку смещение либо его отсутствие есть событие, постольку любой наблюдатель не обнаруживает смещения звезд относительно концов стержня. Но космонавт, движущийся от одной звезды к другой, наблюдает сокращение размера стержня, так как в силу принципа относительности космонавта можно считать покоящимся, а стержень движущимся относительно космонавта. Значит, космонавт при своем полете на ракете, наблюдая звезды совпадающими с концами стержня, обнаруживает также и сокращение расстояния между звездами» (конец цитаты). Что и требовалось доказать.
В-четвертых, следует не забывать, что скорость любого информационного сигнала в одну сторону (любого тела, стержня и пр.) невозможно измерить  без наличия синхронизированных часов или без соглашений, используемых при их синхронизации.
А без знания скорости сигнала, с помощью которого можно было бы часы синхронизировать (или без соглашений по поводу свойств этой скорости), синхронизация часов невозможна. Все это приводит к тому, что мы неизбежно вынуждены принять некоторое соглашение о том, какие часы, покоящиеся в разных местах некоторой инерциальной системы отсчета, следует считать показывающими одновременно одинаковое время. Например, в случае эйнштейновского способа синхронизации часов принимают соглашение о том, что скорости сигналов, с помощью которых синхронизируют часы (в направлении от одних часов к другим и в обратном направлении), равны друг другу (см. подробно [2]).
Вот, пожалуй, и все, что надо бы знать перед тем, как приступить к формулировке и решению «парадокса» колеса. Надеюсь, что вышеизложенные требования к нашим знаниям понятны за исключением, быть может, последнего, поскольку оно не совсем очевидно (измеряют ведь скорость автомобиля с помощью радара, не имея синхронизированных часов!). Ну что же, поскольку мы устали от всех этих «во-первых», «во-вторых» и т.д., прервемся на некоторое время и обдумаем вышеизложенное. Я же постараюсь найти убедительные доводы в пользу того, что без наличия пары синхронизированных часов (или соглашений по поводу свойств скорости сигналов, используемых при измерениях скорости) измерить скорость тела в одном направлении невозможно, и в следующих сообщениях (про измерение длин и скоростей) эти доводы изложу. Далее мы, наконец, рассмотрим «парадокс» колеса.
Продолжение следует…

Литература

1.      Алескер М. «Парадоксы» относительности //Нарва, AS «Koit», 2006

Комментариев нет:

Отправить комментарий